воскресенье, 10 февраля 2013 г.

показания на инвалидность по ревматоидному артриту

Keystone и соавт. впервые показали, что лечение ритуксимабом приводит к достоверному торможению как хрящевой, так и костной суставной д

Проведенные рандомизированные исследования демонстрируют высокую эффективность ритуксимаба как у больных РА, резистентных к предшествующей терапии метотрексатом, так и при неэффективности ингибиторов ФНО–a [8,9].

Выраженность лечебного эффекта ритуксимаба у большинства пациентов с РА обычно видна к 8–16–й неделе после первой инфузии, т.е. заметно позже, чем при назначении ингибиторов ФНО–a [7]. Поэтому пациентов не следует ориентировать на быстрое развитие улучшения. Повторный курс лечения ритуксимабом по мнению авторов консенсуса следует назначать тем больным РА, у которых первый курс вызвал клиническое улучшение, но оно либо оказалось недостаточно выраженным, либо сменилось нарастанием активности болезни (увеличение индекса DАS на 0,6 и более). При этом повторный курс проводится не ранее, чем через 24 недели после первого курса. Оптимальные схемы повторного назначения ритуксимаба в настоящее время специально исследуются.

В марте 2006 г. ритуксимаб был разрешен в США к применению при РА, и определились основные показания для его назначения – лечение среднетяжелого и тяжелого РА, резистентного к ингибиторам ФНО–a. В 2007 году было опубликовано обобщенное согласованное мнение европейских экспертов относительно применения ритуксимаба у больных РА [6]. В этом заявлении–консенсусе указывается, что целесообразность назначения ритуксимаба может рассматриваться не только после неэфективности предшествующего лечения ингибиторами ФНО–a, но и при наличии противопоказаний к этим средствам. Таким образом, признается, что ритуксимаб может быть первым среди биологических препаратов, назначаемых больному РА. У больных РА с сопутствующей В–клеточной лимфомой (в том числе в прошлом) ритуксимаб является препаратом выбора. Противопоказанием к его назначению считаются иммунные реакции на чужеродный белок, серьезные активные инфекции (острые или хронические) и тяжелая сердечная недостаточность.

Ритуксимаб (Мабтера) представляет собой генно–инженерное химерное моноклональное антитело, состоящее из человеческого и мышиного белка. Оно направлено против антигена CD20, находящегося на поверхности пре–В–клеток и зрелых В–клеток, но не на развивающихся из них плазматических клетках, которые являются продуцентами антител. Поэтому применение ритуксимаба приводит к резкому сокращению на длительный срок популяции зрелых В–клеток; количество вырабатывающих антитела плазматических клеток существенно не изменяется. Соответственно этому уровень антител не обнаруживает значительного снижения. CD20 отсутствует также на стволовых, дендритных и прo–В клетках, в связи с чем ритуксимаб не влияет на их функцию и количество. Период полувыведения ритуксимаба из сыворотки составляет около 20 дней [5].

Результаты экспериментальных исследований, свидетельствующие о фундаментальной роли В–лимфо­ци­тов в нарушении Т–клеточного иммунного ответа при РА, послужили стимулом для изучения эффективности анти–В–клеточного препарата ритуксимаб для лечения этого заболевания.

В развитии РА в течение нескольких десятилетий основной считалась патология Т–клеточных иммунных реакций. Однако, за последние годы выяснено, что В–клетки могут участвовать в патогенезе РА не только как продуценты аутоантител (в частности, ревматоидного фактора – РФ), но и как антиген–представляющие клетки – представляя артритогенный аутоантиген Т–клеткам. В результате такого взаимодействия Т–клетки активируются и продуцируют провоспалительные цитокины. Характерно, что на В–клетках, как и на других известных антиген–представляющих клетках, имеются костимуляторные молекулы CD80 и CD86, участвующие в активации Т–лимфоцита путем взаимодействия с находящейся на его поверхности молекулой CD28.

Первыми препаратами БТ были ингибиторы фактора некроза опухоли–a (ФНО–a). Однако, частота развития ремиссий при их применении составляла не более 30%, а около трети больных были вынуждены прекращать лечение из–за развития вторичной неэффективности или побочных эффектов [1–4].

Биологическая терапия (БТ) все шире входит в клиническую практику врачей–ревматологов, особенно при лечении тяжелых форм ревматоидного артрита (РА). Она во многом изменила основную стратегию антиревматической терапии и представления о ее возможностях. С помощью БТ оказалось возможным добиться значительного улучшения и даже полного устранения активности заболевания у больных, резистентных ко всем предшествующим методам лечения, включая глюкокортикоиды и метотрексат. Впервые появилась возможность считать реальной целью лечения РА достижение ремиссии заболевания.

Лукина Г.В., Сигидин Я.А., Насонов Е.Л.

Промежуточные результаты Российского регистра применения моноклональных антител к В лимфоцитам (препарат ритуксимаб) при ревматоидном артрите

   |   

   |   

   |   

   |   

   |   

- Независимое издание для практикующих врачей

Промежуточные результаты Российского регистра применения моноклональных антител к В лимфоцитам (препарат ритуксимаб) при ревматоидном артрите

Комментариев нет:

Отправить комментарий